онлайн-кабинет педагога-дефектолога

Развитие моторно-двигательной координации руки у учащихся младших классов

развернуть

 

Дорогие родители!

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает их к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:

-во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

-во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, широко применяются в индивидуальной работе с детьми и при проведении групповых дидактических игр.

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:

  • пальчиковая гимнастика;
  • показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
  • перекатывание между ладонями шестигранного карандаша;
  • упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами;
  • конструирование из счетных палочек;
  • лепка из соленого теста и теплого воска;
  • рисование в воздухе;
  • рисование различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем, пальцами и т. д.);
  • обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона), с последующим сбором обрывков и выполнением аппликации «Радуга»;
  • сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации);
  • наждачная бумага (буквы вырезанные из наждачной бумаги);
  • плетение ковриков из бумажных разноцветных полос;
  • набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов используются цветные пластиковые емкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1×1 см;
  • нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску;
  • резать ножницами. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
  • создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей;
  • сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;
  • завязывание бантов и узлов различной конфигурации;
  • перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль);
  • игры с «осьминогами». Утяжеленный предмет (например, мешочек с песком), обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.
  • игры с прищепками;
  • игры с песком (крупы). Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по сухому и мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков — увлекательное занятие.
  • игры с водой.

Подобные игры способствуют развитию:

  • воображения, мышления, способности к анализу;
  • тактильной (кожной) чувствительности;
  • элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;
  • словаря;
  • предметной деятельности;
  • терпения, усидчивости;
  • пространственной ориентации.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства, особенно у детей с нарушением речи.

свернуть

Игры по развитию фонематического слуха

развернуть

«Правильно-неправильно»

         Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например:"Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д.

«Слушай и выбирай»

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

коза, коса

сок, сук

лужи, лыжи

дом, ком, лом, сом

мишка, мышка, миска

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

 

«Какое слово длинное, а какое короткое?»

Цель: развитие фонематического слуха, умение делить слова на слоги.

Задание: Взрослый произносит любые слова, ребенок должен хлопками определить, какое слово длинное, какое короткое.    

 ( Например, «мама» – короткое, «милиционер» – длинное).

 

«Отхлопай, прошагай…»

Цель: развитие фонематического слуха, умение делить слова на слоги.

Задание: Ребенку дается слово, которое можно прошагать, отхлопать и т.д., чтобы определить, сколько слогов в этом слове (например, «молоко» – мо – ло – ко – 3 слога, «танк» – 1 слог).

«Повторялки»

Ребенку нужно за взрослым повторить слоги:

Па – та – ка; га – ба – да; ка – ва – ха, ба – да; да – та и т.д.

«Поймай звук»

         Произносят любой заданный звук; затем взрослый называет ряд звуков, а ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит этот звук.

«Бери игрушку»

Перед ребенком стоят игрушки. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок должен взять игрушку на определенный звук.

«Займи стул»

Играющих двое. Перед вами стоит стул, на определенный звук вы должны занять стул, кто вперед. (когда услышишь звук с, садись на стул).

«Кто больше?

Цель: развитие фонематического слуха, учить называть пять и более слов на заданный звук.

Задание: Кто больше придумает слов на заданный  звук.

(Например, звук «п» - папа, помидор, пол, потолок…)

 

«Мяч бросай слова со звуком…называй»

Цель: развитие фонематического слуха, учить называть пять и более слов на заданный звук.

Задание: Кто больше придумает слов на заданный звук.

 

«Найди первый и последний звук»

Ребенку предлагается любое слово, и он должен назвать какой 1-й звук, какой – последний (например:«стол» – 1-й звук – «с», последний – «л»).

 

«Назови одинаковый звук в словах»

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Взрослый  произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – ребенок должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

«Назови первый звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый  показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

«Подними сигнал»

Перед ребенком три круга красный, синий, зеленый. Взрослый называет звук, а ребенок поднимает сигнал(на гласные звуки красный сигнал, твердые согласные синий сигнал, мягкие согласные зеленый сигнал).

«Сколько звуков?»

         На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

 

свернуть

Дислексия и дисграфия

развернуть

Дислексия и дисграфия. Что это такое?

Дислексией   называют   нарушения   чтения, дисграфией нарушения письма.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

  • Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б - д; п - т; Е - 3; а - о; д - у и т.д.
  • Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается  и  на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
  • Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о - у, ё - ю; согласные р - л. и - ль: парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц. ч, ш смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например,: тубло (дупло), лёбит (любит).

4.Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописыванию слов.

5.Часты при  дисграфии  ошибки- персеверации  (застревание):   "За замом росла мамина" (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение):"Дод небом лолубым"(Под небом голубым).

6.Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въоет (везет).

7.Слитное написание предлогов, раздельное - приставок также является одним из проявлений дисграфии.

 

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но эти они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил. 

 

Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то - месяцы. Суть занятий - тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к учителю-дефектологу, но и самим заниматься с ребенком. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное - помнить, что дислексия и дисграфия - это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, учителя-дефектолога и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

  1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву азачеркнуть, а букву о обвести. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
  2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет...) Пишите тексты по 150 - 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае не красной!)   Затем   давайте   тетрадь   на   исправление   ребенку.   Малыш   имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
  3. Давайте ребенку упражнения   на медленное прочтение с  ярко  выраженной артикуляцией и  списывание текста.

 

 

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  1. На всем    протяжении   специальных   занятий   ребенку   необходим   режим благоприятствования. После многочисленных неуспехов, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
  2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения.
  3. Помните, что, на первых порах, нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее.  Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком.   На   первых   этапах должно быть   больше   работы   с устной   речью: упражнения   на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
  5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то   не   получается.   Очень   важно   не   показывать   ребенку   свою эмоциональную   вовлеченность: не   злиться, не   раздражаться   и   не   радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе - оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

 

свернуть
Ещё в этом разделе