Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі, спорце и турызме Клецкага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«Галынкаўская сярэдняя школа Клецкага раёна»
Дорогие родители!
Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает их к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
-во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
-во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, широко применяются в индивидуальной работе с детьми и при проведении групповых дидактических игр.
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.
Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:
Подобные игры способствуют развитию:
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства, особенно у детей с нарушением речи.
свернуть«Правильно-неправильно»
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например:"Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д.
«Слушай и выбирай»
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак |
коза, коса |
сок, сук |
лужи, лыжи |
дом, ком, лом, сом |
мишка, мышка, миска |
Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
«Какое слово длинное, а какое короткое?»
Цель: развитие фонематического слуха, умение делить слова на слоги.
Задание: Взрослый произносит любые слова, ребенок должен хлопками определить, какое слово длинное, какое короткое.
( Например, «мама» – короткое, «милиционер» – длинное).
«Отхлопай, прошагай…»
Цель: развитие фонематического слуха, умение делить слова на слоги.
Задание: Ребенку дается слово, которое можно прошагать, отхлопать и т.д., чтобы определить, сколько слогов в этом слове (например, «молоко» – мо – ло – ко – 3 слога, «танк» – 1 слог).
«Повторялки»
Ребенку нужно за взрослым повторить слоги:
Па – та – ка; га – ба – да; ка – ва – ха, ба – да; да – та и т.д.
«Поймай звук»
Произносят любой заданный звук; затем взрослый называет ряд звуков, а ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит этот звук.
«Бери игрушку»
Перед ребенком стоят игрушки. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок должен взять игрушку на определенный звук.
«Займи стул»
Играющих двое. Перед вами стоит стул, на определенный звук вы должны занять стул, кто вперед. (когда услышишь звук с, садись на стул).
«Кто больше?
Цель: развитие фонематического слуха, учить называть пять и более слов на заданный звук.
Задание: Кто больше придумает слов на заданный звук.
(Например, звук «п» - папа, помидор, пол, потолок…)
«Мяч бросай слова со звуком…называй»
Цель: развитие фонематического слуха, учить называть пять и более слов на заданный звук.
Задание: Кто больше придумает слов на заданный звук.
«Найди первый и последний звук»
Ребенку предлагается любое слово, и он должен назвать какой 1-й звук, какой – последний (например:«стол» – 1-й звук – «с», последний – «л»).
«Назови одинаковый звук в словах»
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – ребенок должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
«Назови первый звук в слове»
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Взрослый показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
«Подними сигнал»
Перед ребенком три круга красный, синий, зеленый. Взрослый называет звук, а ребенок поднимает сигнал(на гласные звуки красный сигнал, твердые согласные синий сигнал, мягкие согласные зеленый сигнал).
«Сколько звуков?»
На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.
свернуть
Дислексия и дисграфия. Что это такое?
Дислексией называют нарушения чтения, дисграфией нарушения письма.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.
Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:
4.Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописыванию слов.
5.Часты при дисграфии ошибки- персеверации (застревание): "За замом росла мамина" (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение):"Дод небом лолубым"(Под небом голубым).
6.Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въоет (везет).
7.Слитное написание предлогов, раздельное - приставок также является одним из проявлений дисграфии.
Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но эти они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.
Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?
Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то - месяцы. Суть занятий - тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к учителю-дефектологу, но и самим заниматься с ребенком. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное - помнить, что дислексия и дисграфия - это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, учителя-дефектолога и родителей.
Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
свернуть