Спецыяльная адукацыя

Учителю об организации образовательного процесса с учащимися с тяжелыми нарушениями речи

Рекомендации специалистов по организации образовательного процесса и обеспечению его эффективности

Ознакомиться с индивидуальными особенностями детей с нарушениями речи, по-разному реагирующих на свой недостаток; на коммуникативные затруднения; на изменение условии общения.

Не фиксировать внимание на нарушении, не подчеркивать неправильность речи ребенка нетактичными замечаниями.

Речь учителя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

При обращении к детям следует избегать сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Сосредоточить внимание учащегося на закреплении достигнутых результатов, полученных на коррекционных занятиях, помогать контролировать на уроках произношение поставленных звуков.

Наблюдать за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием в их собственной речи поставленных или исправленных звуков, усвоенных грамматических форм. В случае необходимости в тактичной форме оказывать помощь по исправлению речи ребенка (не повторять неверную форму или слово, а дать речевой образец и предложить произнести слово правильно). Важно под руководством учителя приучать детей слышать свои грамматические и фонетические ошибки и самостоятельно исправлять их. С этой целью необходимо привлекать внимание ребенка к его речи, побуждать к самостоятельному исправлению ошибок, одобрять его попытки.

Если диалог учителя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление».

Четко формулировать вопросы. Многоступенчатые инструкции дробить на отдельные звенья, доступные для понимания детей.

Коррекция нарушений устной речи должна находить отражение в письменной речи учащегося.

На уроках математики особое внимание обращать на развитие понимания текста задач, обеспечивать доступность понимания краткой записью условия (схемой).

Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире, широко используя лексические возможности слова (слова-синонимы, паронимы, антонимы и другие).

Развивать и поощрять у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.

Предупреждать утомление детей, комбинировать или менять методы и приемы, сменяя виды деятельности детей так, чтобы менялся доминантный анализатор (желательно задействовать как можно больше анализаторов). В арсенале педагога должны быть такие коррекционные приемы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, примерные планы ответа, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам и др.

Обязательно включать в урок физкультурные минутки и упражнения на релаксацию.

По возможности адаптировать содержание учебного материала, очищая от сложных подробностей. Выделять в каждой теме материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от поставленных задач. Соблюдать допустимые объемы изучаемого материала по принципу необходимости и достаточности.

При обучении грамоте учитывать индивидуальные речевые возможности ребенка. Если в устной речи он заменяет некоторые звуки, например, Ш на С (сапка) или Р на Л (лыба), то учить с ним соответствующие буквы не рекомендуется, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.

В основе обучения чтению должна находиться не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, надо научить его находить место звука в слогах, словах на слух. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — М, Б, а не «эм» или «бэ».

Допускать чтение слогами, пока не будет сформировано беглое чтение (пусть поначалу долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую). Главное — чтобы не останавливался после первой буквы и слитно прочел буквы слога. Навык чтения формируется с чтения обратных слогов типа «ап», «ут», «ик», затем — прямых типа «ма», «но», «ву», далее — простых слов типа «мак», «луна», «палка» с постепенным наращиванием сложности.

Уделять внимание тем формам работы, которые стимулируют инициативу, речевую активность ученика. Способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с нарушением речи.

Способствовать осознанному восприятию ребенком учебного материала.

При организации групповой работы на уроке не «разлучать» ребенка с другом.

Умело сочетать доверие к ученику с контролем исполнения поручений. Не провоцировать конфликты, учитывать личные черты характера ученика.

Формировать эмоционально-положительное отношение к учебной деятельности.

Обучать самодисциплине, самообладанию, умению преодолевать трудности, рациональному расходованию сил, умению учитывать мнение других, вежливости, тактичности, отказу от неразумных желаний.

Создавать условия для получения хорошей оценки, учить поэтапному выполнению учебных заданий с возрастанием сложности и предоставлять время на их выполнение.

Четко, спокойно аргументировать оценку результатов деятельности с особым акцентом на позитивных сторонах. Оценка результатов будет стимулирующим фактором, если выступает в качестве накопительной за выполняемые виды работы.

При оценивании письменных работ детей, имеющих специфические нарушения — дисграфию, учитывается типология нарушений (несколько типологических ошибок считается за одну).

Примечание. Дисграфия как специфическое нарушение письма проявляется в искажении и замене букв; искажении звукослоговой структуры слова; нарушении слитности написания отдельных слов в предложении; наличии аграмматизмов на письме. Основная работа по преодолению дисграфии осуществляется на первой ступени обучения (в начальной школе).

Классификация дисграфических ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

—       пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;

—       пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;

—       пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки;

—       замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий;

—       замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;

—       перестановки букв и слогов: онко — окно;

—       недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;

—       наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сннег — снег, диктанат — диктант;

—       искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;

—       слитное написание слов и их произвольное деление: бойчасов — бой часов, вся — вся;

—       неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла. Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно;

—       нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, умчалис — умчались, мач — мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

—       нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;

—       нарушения управления: в ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;

—       замена слов по звуковому сходству;

—       слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;

—       пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

—       замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш—т, д—в, д—б;

—       замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и—ш, ц—щ;

—       замена букв, имеющих дополнительные элементы: и—ц, ш—щ, п—т, х—ж, л—м;

—       зеркальное написание букв: с, э, ю;

—пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:

—       безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы\

—       правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;

—       обозначение смягчения согласных;

—       прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Знание перечисленных специфических ошибок поможет учителю правильно определить вид нарушений процесса письма, выявить причины затруднений и спланировать работу по преодолению этих нарушений, учитывать их при оценивании учебной деятельности учащегося.

 

У Вас «Особый ребенок»

  • «Особые» дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
  • Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
  • Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
  • «Особые» дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их и не прячьтесь от них.
  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
  • Все люди разные. Одним «медведь на ухо наступил», у других «память дырявая», у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
  • Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:
  • Преодолевайте страх и отчаяние.
  • Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
  • Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.
  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  • Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития   других  членов семьи.
  • Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости  (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников).  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, пишите стихи пишите, учите языки и т.д.
  • Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
  • Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

 

  • ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ,
  • РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ,
  • ПОМНИТЕ - С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ

НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ.

  • ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!

 

 

Речевое дыхание

У детей с нарушениями речи, как правило, нарушен речевой выдох. Кроме того, имеются трудности с дифференциацией вдоха и выдоха через рот и нос. Вдох часто укорочен, иногда через рот или одновременно через рот и нос. При вдохе дети напрягают и поднимают плечи. Выдох слабый и короче, чем это необходимо для нормального звукопроизношения. При этом дети обычно надувают щеки.

7 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Цель данных упражнений – развитие вдоха через нос и плавного, длительного выдоха через рот. При этом необходимо следить, чтобы плечи не поднимались, щеки не надувались.

  1. «Цветочки».Предложить ребенку понюхать цветочки (настоящие или нарисованные), при этом следить, чтобы дети набирали воздух через нос, а выдыхали через рот. Повторить 3-5 раз.
  2. Мыльные пузыри.Выдувать мыльные пузыри. Важно, чтобы при этом вдох делался носом, а выдох ртом, щеки не надувать, плечи не поднимать.
  3. Мыльные пузыри «с язычка».Надуваем мыльные пузыри, только дуем не в губы, а на язычок (рот приоткрыт, широкий язычок лежит на нижней губе, носом делаем вдох и дуем на язычок).
  4. «Листочки», «Снежинки», «Перышки».Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки. Также можно сдувать с ладони перышки, снежинки и т.д. Тоже самое, но дуем «с язычка», как в предыдущем упражнении.
  5. «Кораблик».Подуть на теннисный шарик в тазике с водой. Усложненный вариант – дуть «с язычка».
  6. «Забей гол».Из кубиков на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик. Усложненный вариант – дуть «с язычка». При этом вдох глубокий, а выдох длительный.
  7. «Фокус».На кончик носа положить маленькое перышко, кусочек ватки или салфетки. Достать язычок, загнуть его вверх и подуть так, чтобы перышко слетело с носа и полетело наверх. Для детей – это очень сложное упражнение. Не расстраивайтесь, если оно не получится с первого раза. Пробуйте еще раз.

 

Зачем логопед задает домашнее задание

Успех коррекционных занятий по исправлению нарушений речи во многом определяется участием родителей. Речь у ребёнка формируется по законам условных рефлексов, а все условные рефлексы образуются в результате многократного повторения. Поэтому, исходя из физиологических механизмов речи, логопедические домашние задания необходимы для того, чтобы закрепить полученные на занятии умения и навыки, а значит, ускорить процесс и сделать более прочным образование условных рефлексов. К тому же при выполнении заданий дома ребёнок учится пользоваться новыми речевыми умениями и навыками в повседневной жизни, а не только в кабинете логопеда.

Выполнение дома определённых видов логопедической работы дисциплинирует ребёнка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Таким образом, соблюдение рекомендаций логопеда существенно ускоряет процесс развития и коррекции речи ребёнка.

 

Организация обучения детей с аутистическими нарушениями предполагает создание для них адаптивной образовательной среды с особой организацией пространства и визуализацией времени. Адаптивная среда обучения – это именно та среда, в которой сенсорные особенности аутичного ребенка находят понимание и поддержку.

Для создания адаптивной образовательной среды педагогу следует:

1. Обозначать четкие визуальные и материальные границы пространственных зон.

Для этого используют специально приспособленные перегородки, предметы мебели, различные покрытия на пол или маркировки. Четкие физические и индивидуальные границы помогают учащемуся понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец. Например, разделение стола на две части с помощью перегородки, клейкой ленты или четкой линии делает видимым пространство, которое каждый из двух сидящих за столом учеников считает своим. Место ребенка с аутистическими нарушениями можно обозначить табличкой с его именем и фамилией.

2. Минимизировать количество раздражителей в классе.

Для этого используются одноместные рабочие столы. С помощью установки на стол невысоких ширм можно уменьшить количество визуальных отвлекающих факторов. Такая обособленность также будет снижать возможную тревожность ребенка.

3. Рационально организовывать рабочее место учащегося.

Учащихся с аутистическими нарушениями важно приучать к порядку на рабочем месте, используя картинки, цветовые обозначения, цифры, знаки и т.д. На рабочем месте ребенка делается разметка: маркируются места размещения тетради, книги, ручки, карандаша, линейки. Также можно использовать контрастную обводку или нарисовать контуры этих предметов. Для удобства предметы размешаются в разных коробках.

4. Маркировать учебные принадлежности.

С помощью сигнальных опор маркируются учебники и соответствующие им тетради, например, маркерами оранжевого цвета обозначают учебники и тетради по математике, зеленого–по русскому языку и т.д. Аналогично можно маркировать необходимые разделы в учебниках, учебные принадлежности, мебель и др. Сигнальные опоры позволяют ребёнку быстро ориентироваться и без внешней помощи организовывать свою деятельность.

5. Разделять пространство на зоны по видам деятельности.

Помещения учреждения образования делятся по видам деятельности на конкретные пространственные зоны (учебную, игровую, столовую, гигиеническую и др.). Зоны обозначаются соответствующими пиктограммами, отражающими деятельность в этой пространственной зоне, что облегчает ориентировку детей в учреждении образования. В классе это могут быть следующие зоны: зона самостоятельной работы, зона работы учителя с учащимся один на один, зона групповой игры. Все эти зоны должны иметь четкие визуальные границы, чтобы ребенок с аутизмом понимал назначение данного участка пространства. Обязательно выделяется зона отдыха, или «уголок уединения», где ребенок может побыть один, отдохнуть и снизить уровень стресса в момент сенсорной перегрузки без посторонней помощи. В этой зоне могут находиться личные предметы ребенка, а также маленькие предметы (прищепки, веревочки, мячики и др.) в так называемой «релаксационной корзине». Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации нарастания у него отрицательных эмоций он может, с разрешения учителя, переместиться в это тихое изолированное место или взять на свое рабочее место успокаивающий его предмет из «релаксационной корзины». Это значительно снижает тревожность ребенка и устраняет некоторые его поведенческие проблемы.

6. Наглядно представлять последовательность событий во времени.

Ребенок с аутистическими нарушениями нуждается в визуализации времени. Для того чтобы он смог устанавливать причинно-следственные связи между отдельно происходящими событиями и явлениями, необходима специальная организация пространства в классе с применением зрительных опорных сигналов, которые помогают аутичным детям сосредоточиться на актуальной информации. Визуализация организуется с помощью наглядно представленной последовательности действий в виде расписания.

Визуализированное расписание занятий помогает учащемуся самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы.

Таким образом, создание адаптивной образовательной среды позволит уменьшить «поведенческие» проблемы ребенка с аутистическими нарушениями и поможет ему приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые окружают нас в обыденной жизни.

 

 

В учебных планах специального образования на уровне дошкольного образования для детей с аутистическими нарушениями в сочетании с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) или с интеллектуальной недостаточностью предусмотрены коррекционные занятия «Формирование навыков коммуникации и взаимодействия» и «Формирование социального поведения». Значимость их обусловлена спецификой аутистических нарушений: ограниченная потребность в общении, нарушения в сфере социального взаимодействия, включающие трудности в вербальной и невербальной коммуникации.

При этом дети с аутистическими нарушениями одного возраста могут иметь разный уровень развития речи и коммуникации, отличаться по уровню выраженности аутистических черт.

Систему коррекционной работы по данным направлениям рекомендуется организовать следующим образом: установление взаимодействия с ребенком, формирование коммуникативных навыков, закрепление навыков в социальном поведении.

Этапы коррекционной работы по формированию навыков коммуникации и взаимодействия:

Коррекционная работа по формированию социального поведения включает следующие этапы:

развитие внимания и интереса к другому человеку, формирование умений устанавливать и поддерживать контакт;

формирование умений вступать во взаимодействие (обращаться с просьбой и др.);

формирование умений ситуативно-делового общения со взрослым;

формирование норм и правил взаимоотношений;

формирование навыков социального взаимодействия с детьми в процессе совместной деятельности.

Выделяются основные социальные умения, актуальные для ребенка дошкольного возраста: умения адекватно вести себя рядом со сверстниками; адекватно реагировать на дружеские прикосновения других людей; взять предложенный сверстником предмет; наблюдать за действиями других детей; играть «рядом»; подражать поведению сверстников; адекватно реагировать на приветствия, предложения сверстников; делиться игрушками и другими предметами; привлечь к себе внимание перед началом действия; следовать общим правилам в игре; участвовать в простых играх, организованных взрослым в паре с другим ребенком; помогать сверстникам и др.

В качестве критериев результативности коррекционной работы по направлениям «Формирование навыков коммуникации и взаимодействия» и «Формирование социального поведения» может выступить сформированность к концу дошкольного возраста следующих ключевых навыков социального поведения:

спокойное поведение рядом с другими;

навык обращать на себя внимание адекватными способами;

подражать поведению сверстников;

следовать общим правилам;

адекватно реагировать на обращения других;

включаться в совместную деятельность;

делиться предметами;

помогать сверстникам.

 

 

 

Массажные приемы в практике логопедической работы с детьми традиционно применяются при коррекции следующих речевых нарушений:

дизартрии, чаще всего с целью нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры и подготовке к самостоятельному выполнению активных движений (активная артикуляционная и мимическая гимнастики);

ринолалии, с целью активизации движений мягкого неба, верхней губы и профилактики рубцевания послеоперационных швов;

нетяжелых нарушениях органов артикуляции (механическая дислалия), с целью активизации процесса устранения нарушения строения зубочелюстной системы и ротовой полости, растягивания подъязычной связки и закрепления достигнутых результатов ортодонтического лечения;

заикании, с целью расслабления мимической и артикуляционной мускулатуры;

нарушениях голоса (дисфонии, афонии), с целью нормализации мышечного тонуса голосового аппарата и небно-глоточного смыкания в системе фонопедической работы.

Таким образом, задачи логопедического массажа зависят от методики логопедической работы по коррекции того или иного речевого нарушения. Необходимость проведения логопедического массажа, выбор приемов механического воздействия, их порядок и последовательность определяет учитель-дефектолог с учетом анатомо-физиологических основ речевой деятельности, показаний и противопоказаний к выполнению логопедического массажа, симптоматики речевых нарушений и методик логопедической работы по их преодолению. Некоторые виды массажа (например, с применением специальных логопедических зондов, вибромассажеров и т.п.) требуют специальной курсовой подготовки. Вместе с тем в практике работы специалисты, имеющие квалификацию «учитель-логопед», могут использовать приемы классического укрепляющего или расслабляющего массажа органов артикуляции (губ, языка, нёба), а также лица, шеи детей с нарушениями речи.

Логопедический массаж включается в содержание индивидуального занятия наряду с другими приемами коррекционно-педагогической работы. Так, в структуре занятия с ребенком с дизартрией логопедический массаж предваряет артикуляционную гимнастику, дыхательные и голосовые упражнения, занимая около 5-10 минут от времени всего занятия.

Основные требования при проведении логопедического массажа следующие:

соблюдение санитарно-гигиенических правил (выполнение основных требований к оборудованию помещения, обработке и защите рук учителя-логопеда; использованию индивидуальных вспомогательных инструментов; определение противопоказаний к проведению приема и т.п.). Приемы механического воздействия при логопедическом массаже могут проводиться с помощью рук учителя-дефектолога и индивидуальных вспомогательных инструментов (медицинских шпателей, логопедических зондов, зубных щеток, ватных палочек, ложек и т.п.). Использование вспомогательных инструментов позволяет, в первую очередь, прочувствовать различное по силе, площади и ощущениям механическое воздействие, тем самым – активизировать проприоцептивные кинестезии. Применение электрических, ультразвуковых, световых, тепловых и т.п. вспомогательных средств относятся к медицинскому воздействию в виде физиотерапевтического лечения и не входят в профессиональную компетенцию учителя-логопеда;

возможность придания удобного положения и ребенку, и учителю-дефектологу во время выполнения приемов массажа;

выполнение приемов механического воздействия плавно, медленно, ритмично, с постепенным увеличением интенсивности воздействия (в случае необходимости). Недопустимы быстрый темп, сильное давление, выполнение приемов на напряженных и неподготовленных участках мышечных групп;

изменение силы воздействия и техники выполнения с учетом индивидуальных особенностей ребенка и обратной реакции на прием. Недопустимо насильственное, грубое, болезненное выполнение приемов механического воздействия без учета ответной реакции на прием и слишком длительное выполнение приемов механического воздействия на одном участке мышечной группы;

проведение приемов механического воздействия с учетом задач логопедической работы, выбор данных приемов в зависимости от их дифференцированного назначения. Методически необоснованным является проведение логопедического массажа в случае возможности выполнения ребенком качественных активных произвольных движений (артикуляционных и мимических).

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Занятия с аутичным ребенком сильно отличаются от занятий с другими детьми. На взгляд не посвященного в проблему человека, такие занятия могут выглядеть по меньшей мере странно. Однако нельзя сравнивать особую ситуацию взаимодействия с аутичным ребенком с обычными стандартными ситуациями обучения. Для того чтобы не возникло непонимания родителями происходящего, мы советуем постоянно и подробно объяснять, что именно происходит на занятии, а также вовлекать их в активную работу. И в самую первую очередь родители аутичного ребенка должны осознать цели занятий.

Постановка целей

На начальном этапе обучения - это:

- постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций и страхов;

- предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Только когда окружающий мир станет для ребенка более дружелюбным, а сам ребенок более смелым и активным в своем познании мира, станет возможен переход к следующему этапу обучения, целями которого станут:

- знакомство ребенка с самыми разнообразными сторонами окружающего мира, как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений;

- формирование поведения ребенка, обучение навыкам контроля над эмоциями, введение необходимых правил и запретов;

- развитие речи и т.д.

Анализ ситуации

В процессе занятия психолог (или педагог) внимательно наблюдает за поведением ребенка, за его реакциями с целью понять логику его действий, а также гамму чувств, которые он испытывает. Это одна из самых сложных задач, стоящих перед специалистом, и без ее выполнения невозможно будет двинуться дальше в обучении ребенка. Недопустимо, если ответом на попытку ребенка вступить в контакт станет непонимание. Близкие ребенка тоже должны более вдумчиво относиться к изменениям в его поведении. Для того чтобы объединить усилия специалиста и родителей, советуем уделять некоторое время обсуждению итогов занятия. Разберите с мамой ребенка (или с тем из близких, кто большую часть времени проводит с ребенком) следующее:

- Содержание занятия: если близкие ребенка не проявляют инициативу сами, то в ходе такого обсуждения втягиваются в процесс обучения. Объясняя смысл происходящего на занятии, отвечая на вопросы, психолог знакомит родителей аутичного ребенка с особенностями подхода к обучению и воспитанию таких детей. Родители смогут использовать эти знания в повседневной жизни;

- Новое, появившееся в поведении ребенка: это необходимо для того, чтобы обозначить на словах моменты прогресса в развитии ребенка и спланировать дальнейшие действия. Родители, конечно же, должны знать о достижениях ребенка и учитывать это при построении своих взаимоотношений с ним;

- Непонятные моменты: педагог вынужден "расшифровывать" речь и действия ребенка. Порой это почти невозможно, если речь ребенка неразборчива и невнятна, а действия на первый взгляд лишены логики. Мы советуем запоминать все непонятное, чтобы обсудить это после занятия с мамой. И в этом случае "сокабачны" окажется "яблочным соком", а "усус" "уксусом". Протягивание педагогу веревочки со словом "тот", окажется воспоминанием ребенка о том, как покупали в магазине торт и продавец завязал коробку веревочкой. А набросив на голову полотенце, ребенок, оказывается, изображал привидение, вспомнив образ из мультфильма. Понимание смысла слов и действий ребенка позволяют поддержать его попытку пойти на контакт, вступить в общение. Кроме того, каждая такая попытка может быть использована в дальнейшем, постепенно набор понятых слов и действий ребенка увеличивается, и это дает новые возможности для развития общения;

- Повседневную жизнь ребенка: педагог должен знать, какие конфетки купил ребенок вчера в магазине, как провел выходные, какие книжки читал вчера с мамой. Ведь все, что происходит в жизни ребенка, может "всплыть" на занятии. Более того, педагог может специально "организовать воспоминание": "А хорошо вчера было в "Макдоналдсе"? Ну-ка, расскажи, что ты там ел". Полезно знать, какие ребенок любит мультфильмы, сказки, детские передачи, сладости, его предпочтения в еде, и использовать эти знания на занятиях.

Участие мамы в проведении занятия

Не всегда получается точно описать поведение ребенка во время занятия, воспроизвести его непонятные высказывания. Поэтому в некоторых ситуациях полезно участие мамы в занятии. Такое участие должно быть строго ограничено (об этом следует договориться заранее): она будет только наблюдателем и слушателем, не вмешиваясь в ход занятия. Но в ситуации затруднения поможет найти нужную вещь - игрушку или пластилин, а если педагог не понимает, что ребенок делает или говорит, - выступит в качестве "переводчика". Такой подход может значительно повысить эффективность занятий. Стремление понять ребенка во всех тонкостях его проявлений становится на определенном этапе занятий одной из главных задач. Это произойдет, когда ребенок станет более активен во взаимодействии с миром. Задача специалистов и родителей - поддержать эту активность и развивать ее в дальнейшем. Для этого необходимо вникать в смысл действий ребенка, принимать его предложения поиграть. И стараться понять, что он говорит, реализовать любую возможность развития диалога.

Закрепление полученных знаний в повседневной жизни

В ходе бесед родители знакомятся с содержанием занятий, получают информацию о психологических новообразованиях в развитии ребенка и используют эти знания в повседневной жизни. Например, если на занятии педагог организовал игру "Цветная вода", мама повторяет эту игру, закрепляя названия цветов, а в дальнейшем воспроизводится игра в "Кафе" (см. с.34). Также педагог дает задания на дом. Обычно это задания, которые невозможно выполнить на занятии. Например, помочь ребенку осуществить покупку в магазине, на прогулке организовать взаимодействие с другим ребенком.

Выработка единого подхода к обучению и воспитанию.

Для того, чтобы занятия с аутичным ребенком были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребенка.

Нередки случаи, когда проявления аутичным ребенком активности, часто резко выраженные, даже неадекватные, воспринимаются родителями как упрямство, капризы, попытка манипулировать взрослыми. Если такое происходит, психолог (или педагог) должен объяснить родителям особенности поведения аутичных детей, их одержимость своими желаниями, неумение ждать. Иначе может возникнуть ситуация, когда со стороны значимых взрослых предъявляются разные требования: один запрещает, а другой разрешает и поддерживает. Противоречивость требований вредна любому ребенку, а ребенок с синдромом аутизма в таком случае теряет ориентиры в жизни, возможность адаптироваться к окружающей среде снижается.

Игровая деятельность аутичного ребенка

Организация занятий с аутичным ребенком предполагает создание специальных условий и пространства для игр. Следует с самого начала оговорить это с родителями, предупредить о возможных последствиях (например, беспорядке), убедить предоставить как можно больше свободы ребенку.

Взаимосвязь разных видов игр

1. Каждый вид игры имеет свою основную задачу:

- стереотипная игра ребенка - основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля;

- сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком;

- терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением;

- психодрама - способ борьбы со страхами и избавления от них;

- совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.

2. Игры вводятся в занятия в определенной последовательности. Построение взаимодействия с аутичпым ребенком основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование. В дальнейшем на разных занятиях используются вы виды игр попеременно. При этом выбор игры часто зависит не только от целей, которые поставил педагог, но и от того, как протекает занятие, от реакций ребенка. Это требует гибкости в использовании различных игр.

3. Все игры взаимосвязаны между собой и свободно "перетекают" одна в другую. Игры развиваются в тесной взаимосвязи. Так, в ходе сенсорной игры может возникнуть игра терапевтическая. В этом случае спокойная игра перерастает в бурное выплескивание эмоций. Точно так же она может вернуться в прежнее спокойное русло. В терапевтической игре выявляются старые, скрытые страхи ребенка, что тут же может вылиться в разыгрывание психодрамы. С другой стороны, чтобы не допустить перевозбуждения ребенка во время терапевтической игры или психодрамы, в нужный момент у нас есть возможность переключить его на воспроизведение действий его стереотипной игры или предложить полюбившуюся сенсорную игру. Кроме этого, возможно развитие одного и того же игрового сюжета в разных видах игр.

4. Для всех видов игр характерны общие закономерности:

- повторяемость;

- путь "от ребенка": недопустимо навязывать ребенку игру, это бесполезно и даже вредно; игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть;

- каждая игра требует развития внутри себя - введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов.

 

 

Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень ранний, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость.

По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на бытовое - все, что касается усвоения навыков повседневной жизни (туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т.д.), игровое - место для разнообразных игр, учебное - место для специальных развивающих занятий, и ближайшее социальное окружение - лестничная клетка, где происходит общение с соседями, детская площадка, где ребенок вступает в общение с другими детьми, магазин, улица. Постараемся описать возможности организации пространства, в котором живет и действует аутичный ребенок, учитывая все аспекты.

Детская комната, класс.

Позаботьтесь о том, чтобы комната стала для ребенка "крепостью", комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует выполнения ряда необходимых условий:

ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ

Комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т.д. Поскольку у ребенка с синдромом детского аутизма часто отсутствует "чувство края", а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить комнату устойчивой мебелью без острых углов.

В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Поскольку аутичного ребенка очень трудно, а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия, а запреты оказываются безрезультатными, возникает ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с ножницами, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать их у него, так как он сопротивляется. Действуя силой, мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо постараться заранее застраховаться от подобных ситуаций, хотя всего, конечно же, не предусмотришь.

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТА И УЮТА.

Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ - НАЛИЧИЕ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ.

Поскольку комната-это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения.

Так, в комнате обязательно должна быть парта или столик со стульчиком.

Ребенку нужны игрушки:

- деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;

- разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши;

- звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов;

- игры для развития мелкой моторики - мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками и др.;

- развивающие настольно-печатные игры - разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.;

- игрушки для сюжетно-ролевых игр - куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка и т.д.

Детские книжки для библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребенку, полезны для реального освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов), вызывать положительные эмоции (книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить). Если ребенку особенно нравится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью.

Кроме этого, у ребенка должен быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т.д.

Особо отметим необходимость для физического развития ребенка спортивного оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Кроме того, ребенку необходимы разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед.

Принцип действия многих спортивных снарядов очевиден, и после небольшого обучения ребенок вполне может действовать самостоятельно. Это же правило касается и большинства дидактических игрушек, с которыми ребенок может самостоятельно играть, постепенно усваивая понятия величины, формы и т.д. Ребенок вставляет фигуры в рамки, нанизывает кольца пирамидки на стержень, так как этот способ действия заложен в устройстве игрушки, адекватно действовать с ней по-другому не получится. Обеспечение ребенка такими предметами, игрушками, снарядами поможет освоить многие навыки действий с предметами, физически развиваться даже в условиях, когда контакт со взрослым не налажен и специальное обучение не проводится.

Однако ни в коем случае не следует ограничиваться созданием развивающей предметной среды. В отсутствие другого человека такой предметный мир остается эмоционально мертвым. Необходимо вновь и вновь пытаться организовывать взаимодействие с ребенком уже на основе усвоенных им навыков действия с предметами.

ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ - ПОДДЕРЖАНИЕ ПОРЯДКА

В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Например, возле дивана стоит коробка с пластмассовыми кубиками, матрешки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски, у стены стоит кукольный домик, в котором живет любимый плюшевый мишка.

Вещи в шкафу лучше раскладывать на те же места - так легче приучать ребенка к самостоятельности. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он - необходимое условие жизни. Однако избегайте раз и навсегда установленной завершенности. Время от времени вводите новые приятные ребенку детали - развесьте на стене его рисунки, выберите вместе с ним новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь. Не забывайте о необходимости создания эмоционально положительного настроя: заранее обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.

Пространство квартиры

Пространство квартиры в большой степени связано с освоением ребенком бытовых навыков. Здесь на первом плане стоит задача "обжить" пространство квартиры, осознать многие социальные смыслы, связанные с обыденным течением жизни людей. В норме такие смыслы усваиваются ребенком спонтанно, без специального обучения. Аутичному же ребенку необходимо помочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей и т.д.

Для этого следует, во-первых, постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего: "Мы сейчас с прогулки вернулись - руки-то какие грязные! Пойдем мыть! Где мы руки моем! Правильно, в ванной комнате. А что нужно взять? Вот оно, мыло - как приятно пахнет. Ну, все? Пошли! Ах, какой ты молодец - вспомнил, что руки надо полотенцем вытереть, а я-то забыла. Вот полотенце висит на крючочке. А теперь идем обедать".

Во-вторых, необходимо вовлекать ребенка в работу по дому. Пусть ребенок участвует в приготовлении обеда - бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по полкам; предложить ему расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер и т.д. Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности. Не забывайте, что здесь главное не качество выполнения работы, а участие в выполнении домашних обязанностей. Используйте для этого все возможности, постепенно расширяя виды домашней работы. Часто дети сами хотят поучаствовать в происходящем - позвольте ребенку засыпать порошок в стиральную машину, капнуть на губку средство для мытья посуды, порезать хлеб к обеду. И эти несложные действия станут точкой отсчета на пути ребенка к самостоятельности.

Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, постарайтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры. Свобода перемещения наполнит жизнь ребенка новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями. Так, на лоджии можно "полететь в космическом корабле", на кухне "печь пироги" и т.д. - часто ребенок сам предлагает, где и во что хочет поиграть.

Ближайшее социальное окружение.

Под "ближайшим социальным окружением" подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в первую очередь в социальном аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке - контакты с детьми; в магазине - общение с продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, "ближайшее социальное окружение"-это территория, где ребенок знакомится с окружающим миром - миром людей и предметов, природой.

Помните, что, покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается "на вражеской территории", зачастую остро ощущая враждебность окружающего мира.

Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт.

Чтобы ребенок "обжил", принял в свое сознание еще "кусочек мира", необходимо прежде всего выявить негативные эмоции и страхи, связанные с определенными местами, предметами, людьми. Так, если ребенок боится машин, он никогда не будет чувствовать себя на улице безопасно и комфортно. К сожалению, страхи аутичного ребенка часто глубоко скрыты и внешне никак не проявляются. Ребенок может годами чего-то бояться, испытывая при этом острейшие эмоции, а близкие даже не будут догадываться об этом. В другом случае ребенок может постоянно говорить о своем страхе, нагнетая его, будет искать повторения травмирующей ситуации, однако выйти из нее самостоятельно не умеет. Он зацикливается на своем страхе, и это мешает дальнейшему развитию.

Когда страх выявлен и постепенно, в ходе специальной психотерапевтической работы, теряет свою остроту, можно начинать "обживать" новый участок пространства. Во-первых, постарайтесь связать с данным местом переживание разнообразных положительных эмоций. Например, если знаете, что ребенок обожает кататься на велосипеде или самокате, не ленитесь брать их с собой на прогулку. Если ребенок испытывает особый интерес к бутылкам - не запрещайте играть с найденными на улице бутылками, даже если они грязные.

Во-вторых, помогайте ребенку в случаях затруднений во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Не забывайте, что самые серьезные трудности аутичного ребенка находятся именно в сфере общения с людьми. Например, если он решился подойти к другому малышу, но после этого застыл, не умея обратиться, не зная, что следует делать дальше, не упустите этот момент - быстро подойдите и озвучьте его намерения: поприветствуйте другого малыша, спросите, как его зовут и предстаньте вашего, помогите своей рукой протянуть ручку новому знакомому, предложить ему игрушку. Делайте все это от имени вашего ребенка, словно слившись с ним в единое целое: "Привет! Как тебя зовут?" (в этом месте попробуйте побудить вашего ребенка представиться, если не получится - представьте его сами: "А это Миша".) Придумайте варианты продолжения контакта: предложите поменяться игрушками и организуйте игру рядом, когда дети играют независимо, но могут наблюдать за игрой другого, спойте вместе песенку, затейте игру в мяч и т.д. Конечно, варианты зависят от возраста детей, причем надо поддерживать интерес вашего ребенка и к малышам, и к ровесникам, и к детям постарше. Выберите занятие, которое понравится всем; на основе общего интереса станет возможным взаимодействие.

В-третьих, следует постоянно быть начеку, и в случае возникновения трудной или опасной для ребенка ситуации защитить и подстраховать его. Помните, что присутствие вокруг чужих детей и взрослых может привести к возникновению непредсказуемых ситуаций. Например, если на улице к ребенку обратился чужой взрослый, порицая за неправильное поведение, что случается довольно часто, подойдите, но не вступайте в дискуссию, не пытайтесь объяснить поведение ребенка и его особенности, а постарайтесь быстро закончить разговор и увести ребенка.

Помните, что ребенок обязательно отреагировал, даже если внешне остался невозмутим. Всем видом выражая спокойствие, приобнимите ребенка, как бы показывая, что ничего страшного не произошло, а затем объясните, почему "тетя назвала хулиганом": "Ты быстро бегаешь, а тут малыши - смотри. Если случайно заденешь, маленький может упасть и будет плакать". В таких случаях перед взрослым стоят две задачи. Первая - объясняя причинно-следственные связи, дать ребенку понять, что не он "плохой", а просто возникла сложная ситуация. А уже затем предложить ребенку конкретные пути ее исправления. Вторая - дать ребенку почувствовать, что вы его любите, что вы вместе с ним и не дадите его в обиду ни в коем случае, что всегда придете на помощь.

Если же реакция ребенка на замечание выражается бурно - например, он плачет или топает ногами и с криками пинает велосипед, катаясь на котором "не смотрит, куда едет", - не мешайте ему, дайте возможность выплеснуть негативные эмоции и лишь после этого тактично объясните, что произошло и как возникновения подобной ситуации можно избежать впредь.

В магазине учите ребенка выбирать необходимое - продукты, хозяйственные товары, организуйте его общение с продавцом и самостоятельные мелкие покупки - дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик сока у знакомого продавца. Это станет возможным, когда ребенок вполне освоится в этой ситуации. Попросите вашего малыша помочь вам понести сумку с продуктами. А когда ситуация похода в магазин, где "тетя Оля-продавец", будет достаточно обжита, станет привычной и естественной, можно заглянуть в другой магазин, вместе отправиться на автобусе на ярмарку, чтобы выбрать пластилин и краски и т.д.

Гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ребенок противится выбору нового маршрута прогулки, не возражайте, а старайтесь расширить знания о знакомом пути: обратите внимание на светофор на перекрестке, объясните, что следует делать, когда горит зеленый свет, красный и т.д.; покажите, где расположен детский садик, загляните туда и понаблюдайте вместе, как играет детвора на прогулке; напомните: "Смотри-ка - автобусная остановка. Мы садимся здесь на автобус, когда едем в бассейн". Описывайте все, что видите по дороге; причем делайте это многократно, даже если ребенок не обращает на эти описания внимание (стараясь разнообразить комментарий, вводя в него интересные детали). А в следующий раз снова попытайтесь немного изменить маршрут, постепенно удаляясь от дома на большие расстояния. Для этого постарайтесь создать у ребенка мотив - "Пойдем туда, чтобы краски купить", "Давай зайдем в парк, помнишь, как ты там познакомился с собачкой, а ее хозяин разрешил тебе подержать ее за поводок?".

Если ваш малыш достаточно подрос, берите его с собой, когда отправляетесь "по делам": на почту, в банк, в аптеку и т.д. Часто мама оказывается вынуждена поступать так: ребенок не отпускает ее от себя надолго. Попутно рассказывайте ребенку, что такое почта, что делает почтальон, напишите вместе с ребенком и отправьте письмо бабушке. В аптеке купите вместе с ребенком для кукольной аптечки бинтик, вату и пластырь, с помощью которых ребенок дома станет "лечить" кукол.

Не стесняйтесь повторяться и говорить само собой разумеющиеся вещи. Помните, что это поможет ребенку усвоить многие аспекты социальной жизни. А главное - не бойтесь исследовать мир вместе с ребенком! При правильном подходе, требующем постоянного внимания и мудрой помощи взрослого, новые впечатления обогатят опыт взаимодействия аутичного ребенка с другими людьми, научат жизни в социуме. Необходимость принимать решение в трудных ситуациях закалит ребенка, поможет стать более самостоятельным. Однако следует набраться терпения, т.к. придется решать не только проблемы ребенка, но и преодолевать людское непонимание. Но при благоприятном развитии событий возможно заручиться поддержкой окружающих, найти новых друзей, наладить доброжелательные отношения с соседями.

Дальние прогулки

Прогулки в дальний парк, в гости; "вылазки" в театр, цирк, кафе; посещение бассейна, детской студии могут быть тяжелы для аутичного ребенка и сопровождающих его близких, а порой и вовсе невозможны. Удаляясь от знакомых "мест обитания", ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Такое состояние может вызвать острую реакцию - ребенок начинает плакать, мечется с криками "Не хочешь!", тянет за руку, выражая таким образом просьбу вернуться. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоиться. Действуйте по ситуации; остановитесь ненадолго, поглядите с ребенком по сторонам, поговорите, а затем продолжите путь дальше или вернитесь домой. Сложнее оказывается ситуация, когда ребенок не выражает свое состояние бурно, однако переживает острые негативные эмоции глубоко внутри себя. Это для него очень вредно, может вновь затормозить его развитие. Поэтому родители, решившиеся "выйти в свет", должны чутко следить за состоянием ребенка, за его настроением; при появлении тревоги и дискомфорта лучше повернуть домой со словами: "Ничего, в следующий раз поедем к бабушке. А сейчас вернемся, ведь у нас мишка один дома остался, будет скучать". При этом предпочтительно назвать нейтральную причину возвращения домой, о страхе ребенка не говорите, ведь это может стать дополнительной травмой.

Однако прятаться от мира, сидя дома, - хотя и более легкий путь, но он не дает ребенку возможности познавать мир во всем его многообразии, не решает проблему страхов, препятствует развитию самостоятельности. Конечно, дальние прогулки нужны и обязательны, но необходимо соблюдать следующие правила:

1. Осваивайте пространство постепенно. Это значит, что поход в театр возможен только после того, как ребенок достаточно освоился на более близкой территории.

2. Готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет. В данном случае лучше постараться обойтись без сюрпризов, которые могут испугать аутичного ребенка, поэтому расскажите ему подробно, что его ждет. Вспомните мультфильм, покажите подходящую картинку.

3. Приучайте ребенка пользоваться общественным транспортом. Для начала можно проехать на автобусе или в метро всего одну остановку. Подготовьте ребенка к поездке, рассказав заранее, как это будет происходить, куда и зачем поедете. В дальнейшем предпринимайте недалекие поездки; хорошо, когда цель поездки понятна ребенку: "На этом автобусе поедем в магазин за карандашами. Надо будет проехать три остановки. Давай вместе их считать". Можно взять с собой любимую игрушку: что-то родное в незнакомой обстановке поможет ему успокоиться. Попутно объясняйте ребенку правила поведения в транспорте: "Держись за поручень, а то сейчас автобус будет поворачивать, можно упасть", "Надо оплатить проезд: вот компостер - вставим талончики и нажмем на ручку. Смотри, какие дырочки получились". То же касается и поездок в легковом автомобиле.

4. Места для посещения выбирайте осторожно. Для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей. Постепенно приучайте ребенка бывать в компаниях, и со временем он перестанет бояться скопления людей.

5. Посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые - кружок рисования, бассейн, - поначалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу, к новым взрослым. Можно договориться с педагогом или тренером и первое время присутствовать на занятиях вместе с ребенком, а в случае, если ребенок захочет, ненадолго выйти вместе с ним. Отдохнув, ребенок может вернуться к занятиям. Но если он захотел домой, поступите так, как просит ребенок. Не забывайте, что ситуация, требующая от ребенка активного взаимодействия с другими людьми,- огромный труд для него. Но при правильной организации посещение детского коллектива очень полезно для ребенка, дает ему неоценимый опыт социальной жизни и разнообразные впечатления, которые подталкивают развитие.

6. Действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по-разному. Так, он может в любой момент захотеть уединиться, потому что скопление народа утомило его, - найдите более тихое место, где можно передохнуть. А если ребенок, не дождавшись представления, захочет вернуться домой - не противьтесь. Это значит, что на сегодня он уже получил достаточное количество впечатлений. Не настаивайте ни в коем случае, избегайте давления, иначе в следующий раз малыш будет бояться отправиться с вами в подобное путешествие.

7. Дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, смакуйте интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру. Задавайте вопросы, объясняйте в ходе беседы причинно-следственные связи, логику событий, заражайте ребенка своим положительным эмоциональным отношением.

Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнут лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.

 

Для забеспячэння якаснага адукацыйнага працэсу ў інтэграваных класах неабходна захаванне наступных педагагічных умоў:

- арыентаванасць на запыты навучэнцаў, бацькоў, педагогаў, спецыялістаў, ўзгодненасць дзейнасці розных суб'ектаў адукацыйнага працэсу;

- практыка-арыентаваная накіраванасць фарміравання асобы;

- індывідуалізаваць ўзровень складанасці змястоўнага і аперацыйных кампанентаў адукацыйнага працэсу (адаптацыя праграмных патрабаванняў да магчымасцяў і патрэбам канкрэтнага дзіцяці);

- комплекснае суправаджэнне развіцця дзіцяці з мэтай папярэджання ўзнікнення другасных псіхафізічных парушэнняў і асобасных адхіленняў, карэкцыі і кампенсацыі парушэнняў псіхафізічнага развіцця;

- гнуткасць і варыятыўнасць выкарыстання метадаў навучання і форм арганізацыі дзяцей;

- недапушчальнасць фарсіравання, інтэнсіфікацыі развіцця дзіцяці ў адпаведнасці з адукацыйнымі стандартамі;

- стварэнне ўмоў для ўдзелу дзяцей з асаблівасцямі псіха-фізічнага развіцця ў розных відах дзіцячай дзейнасці сумесна з нармальна развіваючыміся аднагодкамі;

- планамерная работа па фарміраванні дзіцячага калектыву, згуртавання калектыву бацькоў, падтрыманню добразычлівых адносін у сістэме «дзіця - бацька - педагог»;

- забеспячэнне матывацыі дзейнасці, стварэнне для кожнага дзіцяці сітуацыі поспеху.

 

1. Прынцып любові, цярпення і эмацыйнай прыхільнасці блізкіх да дзіцяці

 

2. Прынцып поўнага безацэначнага прыняцця дзіцяці

 

3. Прынцып ўважлівага слухання дзіцяці і ацэнкі яго стану

 

4. Прынцып фарміравання ў дзіцяці пачуцця прыхільнасці, любові да блізкіх, павагі да старэйшых

 

5. Прынцып актыўнага ўдзелу бацькоў у працэсе выхавання і развіцця дзіцяці, карэкцыі яго парушэнняў і сацыяльнай адаптацыі

 

6. Прынцып фарміравання бацькамі ў дзіцяці навыкаў самаабслугоўвання, выканання пасільных хатніх абавязкаў

 

7. Прынцып фарміравання нарматыўных паводзін

 

8. Прынцып фарміравання гарманічнай асобы дзіцяці.